четвер, 9 червня 2011 р.

Диссертация

Современная система образования требует от педагога как от профессионала быстроты и точности его действий, операций и должного уровня сформированное™ его эмоциональной сферы. С другой стороны, низкая степень социальной защищенности, при высокой профессиональной динамике, влияет на мотивационную сферу, несмотря на то, что личностная зрелость педагога является одним из главных критериев, необходимых для профессиональной успешности в современных условиях жизни. Педагог как субъект образовательного процесса воздействует на личность ученика через призму сформированности своей актуально-ценностной сферы, поэтому, если он подвержен эмоциональному выгоранию, то нуждается не только в психотерапевтической помощи, но и в приобретении конструктивных навыков саморегулирования субъективной личностной сферы, соответственно естественным закономерностям актуально-ценностного развития.

В настоящее время проблема эмоционального выгорания для специалистов профессий помогающего типа (в частности педагогов) стоит достаточно остро. «Синдром эмоционального выгорания» - (СЭВ) удостоен диагностического стасуса (МКБ - 10: Z73 - «Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью»). Предпосылки возникновения СЭВ, динамика его развития изучается сравнительно недавно как отдельно взятое понятие, например, в отечественной науке: Т.В. Форманюк, 1994; В.В. Бойко, 1996; A.A. Рукавишников, 2001; C.B. Умняшкина, 2001; М.М. Скучаревская, 2002; В.Е. Орел, 1995, 1999, 2005; М.В. Борисова, 2003; М.В. Агапова, 2004 и др. В зарубежной науке: G. Frendenberger, 1974; L. Hallsten, 1985; С. Maslach, 1978, 1986; L. Richard, R.L. Schwab, 1986; D. Kleiber, D. Enzmann 1990; M.P. Leiter, 1992; B.P. Buunk, W.B. Schauffeli, 1993; J. Daniel, I. Shabo 1993 и др. Достаточно часто, феномен «эмоционального выгорания» рассматривается в контексте изучения влияния профессионального психологического стресса - как результат «профессиональной деформации» (В.Е. Орёл, 1995; Е.В. Иванова,

2003; Р.Ж. Тюлюпергенева, 2004; М.В. Агапова 2004 и др.). В современных научных исследованиях наблюдается тенденция расценивания эмоциональное выгорание как психическое образование, представленное в виде «антисистемы» (В.Е. Орёл, 2005). Функционирование данной «антисистемы» рассматривается в виде иерархической последовательности проявления симптомов ЭВ по принципу углубления « .интеграции отдельных симптомов выгорания в симптомы комплексы и через них-в базовые подструктуры» (В.Е. Орёл, 2005, с. 45). Исследования взаимосвязи выраженности тенденции самоактуализации и развития СЭВ (C.B. Умняшкина,2001; М.В. Агапова, 2004) указывают на то, что «уровень эмоционального выгорания взаимосвязан с особенностями проявления самоактуализации в структуре личности» (М.В. Агапова, 2004, с. 9). При разработке практических средств воздействия с целью профилактики и коррекции эмоционального выгорания необходимо рассматривать возможность применения не только комплексного воздействия на отдельные структурные образования личности, которые находятся в основе соответствующих механизмов для активизации копинг-ресурсов, но и учитывать универсальные механизмы гармонизации уникальной субъективной целостности личности. Важнейшим аспектом является анализ субъективных переживаний в процессе профилактических и коррекционных мероприятий. Акцентирование внимания не на внешней противопоставленности эмоций, а на их охватывающей, мобилизующей и регулирующей функции. Актуальным представляется поиск доступных психологических средств в рамках таких научных методологических подходов, в которых бы уделялось внимание субъективным переживаниям как активизирующим стимулам, генерирующим универсальные свойства личности как единого целого. Данная необходимость является особенно актуальной, поскольку, в отечественной научной практике «. отмечается почти полное отсутствие адекватных психокор-рекционных мероприятий, направленных на психологическую помощь специалистам подверженным эмоциональному выгоранию» (М.В. Агапова, 2004).

Музыка создаёт широкие возможности для использования её в качестве психологического средства, регулирующего эмоциональную сферу и гармонизирующего субъективную целостность личности благодаря таким свойствам, как интонационность, процессуалъность, резонансность. По сравнению с другими видами искусства, музыка оказывает более динамичный (быстрый) эффект воздействия на воспринимающего, так как выполняет гностическую функцию особого невербального познания - постижения интонационного смысла (Б. Асафьев, 1971; Г.С. Тарасов 1996; В.Н. Холопова, 1990 и др.). В современной науке существует тенденция рассматривать музыку как средство, а музыкальное восприятие как способ настройки на базисные содержательные формы, определяющие универсальные механизмы гармонизации субъективной целостности личности (Д.К. Кирнарская, 1997).

Таким образом, проблема исследования обусловлена необходимостью изучения значения музыкального восприятия и качества субъективных переживаний в процессе этого воздействия, с перспективой использования соответствующих закономерностей для гармонизации актуально-ценностной сферы личности педагога, где эмоциональное выгорание является показателем её несформированности.

Цель исследования состоит в разработке и обосновании музыкальных психологических средств воздействия, направленных на профилактику и коррекцию эмоционального выгорания педагогов.

Объект исследования: профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов.

Предмет исследования: музыкальные психологические средства воздействия, направленные на профилактику и коррекцию эмоционального выгорания педагогов.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективная психологическая профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов может быть осуществлена музыкальными средствами, если они обладают:

• особенностью фасилитировать позитивно окрашенные аффективные переживания;

• особенностью диагностировать качественно-содержательную выраженность актуальных потребностей личности (соответственно иерархической структуре мотивации на пути к самоактуализации);

• особенность формировать актуально-ценностную сферу личности в процессе переживания новых, актуально-ценностных образных содержаний.

В соответствии с предметом, целями и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:

1. Осуществить анализ теоретических и практических исследований феномена эмоционального выгорания и типов восприятия музыки представленных в науке;

2. Выявить качественные особенности субъективного восприятия музыки внутри типов: «Б (бытийного)» и «Д (дефицитарного)» и сравнить уровень эмоционального выгорания испытуемых, которые воспринимают музыку соответственно данных типов;

3. Разработать проективную методику МАСТ (музыкальный ассоциативный самоактуализационный тест): категории анализа; техническое сопровождение процедуры тестирования; представить данные по валидности и стандартизации тестовых показателей и привести примеры интерпретации;

4. Разработать организационно-методический комплекс психологических средств воздействия с использованием музыки с целью профилактики и коррекции эмоционального выгорания педагогов;

Методы исследования. Для реализации поставленных задач использовались:

• методы теоретического исследования: изучение и теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;

• методы эмпирического исследования: наблюдение, беседа, констатирующий и формирующий эксперименты; психодиагностические методы (методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко, методика CAT, методика исследований представлений личности о себе Q-сортировка В. Стефансона, авторская методика МАСТ);

• методы математико-статистического анализа: ранговая корреляция Спир-мена, G-критерий знаков (критерий Мак-Немара), L-критерий Пейджа, критерий xl Фридмана. «

Методологическую основу исследования представили объяснительные принципы в психологии: развития, субъектности; феноменологический и холистический подходы. Частные принципы: значимости планирования жизненных целей (В.Г. Асеев, А.Ю. Фридман); единства смыслопридания и смыслонаполнения, действительного существования (Ф. Брентано, Э. Гуссерль), изоморфизма (А. Маслоу).

Теоретическую основу исследования составили: концепция структурно-функциональной организации и генезиса психического выгорания (В.Е. Орел); теоретические разработки, раскрывающие взаимосвязь между эмоциональным выгоранием и самоактуализацией (C.B. Умняшкина, М.В. Агапова); концепция, раскрывающая взаимосвязь стресс-толерантности и профессионального мастерства педагогов (A.A. Баранов); концепции актуальности и природы мотиваций в зависимости от модальности субъективных переживаний (В.Г. Асеев, А.Ю. Фридман, Ф.Е. Василюк); концепции самоактуализации (А. Маслоу) и идентичности личности (В.Ю. Хотинец); феноменологическая теория личности (К. Роджерс); концепция проективной психологии «New Look» (Д. Брунер); концепции, раскрывающие значение влияния музыкального восприятия на развитие личности (Д.К. Кирнарская, A.JI. Готсдинер, В.Г. Иванченко).

Научная новизна исследования:

• предложена типология субъективного восприятия музыки в рамках дуализма типов: «Б (бытийного)» и «Д (дефицитарного)» - на основе качественного анализа вооброжаемых образов, динамики субъективных переживаний с учётом уровня эффективности и модальной направленности;

• изучено влияние синдрома «эмоционального выгорания» на процесс субъективного восприятия музыки в рамках рассмотренных типов «Б (бытийного)» и «Д (дефицитарного)»;

• определён потенциал музыки в качестве психопрофилактического и пси-хокоррекционного средства для педагогов, направленного на: а) устранение синдрома эмоционального выгорания; б) личностный рост и самоактуализацию.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретически обосновано использование аудиального стимульного материала, в виде фрагментов музыкальных произведений для диагностики индивидуальных различий в развитии актуально-ценностной сферы личности педагогов и доказана связь между эмоциональным выгоранием педагога и его субъективным восприятием музыки, а также, выявлены психологические механизмы, объясняющие взаимосвязь субъективного восприятия музыки педагогом с его актуально-ценностной сферой личности.

Практическая значимость исследования заключается во внедрении организационно-методического комплекса, направленного на профилактику и коррекцию эмоционального выгорания педагогов с использованием музыкальных психологических средств воздействия, который составили авторские разработки: проективная методика МАСТ (музыкальный ассоциативный са-моактуализационный тест), циклы музыкальных и звуковых психологических средств воздействия (упражнений), направленные щ формирование актуально-ценностной сферы личности. Результаты и материалы исследования включены в процесс подготовки и переподготовки педагогов-психологов и социальных педагогов средних общеобразовательных школ в системе вузовского и послевузовского образования.

База исследования. В исследовании участвовало 199 человек (115 при исследовании типологий восприятия музыки, 84 при разработке профилактиче-ких средств воздействия). Все испытуемые являлись социальными педагогами и психологами сферы образования города Глазова (Удмуртская Республика) и имели законченное высшее педагогическое образование. Средний возраст составил 35-43 лет. При разработке проективной методики МАСТ (категорий анализа) участвовало 30 человек. При внедрении практических упражнений и повторной опрабации методики участвовало - 27 человек (экспериментальная группа). Контрольная группа составила - 27 человек. Внедрение и апробация работы. Мероприятия по профилактике и решению проблемы эмоционального выгорания проходили: с педагогами школ города Глазова (Удмуртская Республика) в «Информационно-методическом центре» ГОРОНО (2005); с воспитателями «Реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Глазова (2006). Материалы исследования включались в лекционные и семинарские занятия в спецкурсе «Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов»: для специалистов, проходящих повышение квалификации при подготовке к аттестации (2005-2006) в г.г. Ижевске, Глазове, Можге, Воткинске (Удмуртская Республика); для студентов факультета социальных и информационных технологий Глазовского государственного педагогического института, обучающихся по специальностям «Социальный педагог», «Педагог-психолог» (20052006).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эффективность психопрофилактики и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов с помощью музыкальных средств воздействия определяется с учётом индивидуальных особенностей развития актуально-ценностной сферы личности:

• для педагогов с высоким уровнем эмоционального выгорания, музыкальное воздействие выполняет коррекционную функцию, заключающуюся в перестройке актуально-ценностной сферы;

• для педагогов со средним уровнем эмоционального выгорания, музыкальное воздействие не оказывает существенного влияния на актуально-ценностную сферу;

• для педагогов с низким уровнем эмоционального выгорания, музыкальное воздействие выполняет профилактическую функцию, заключающуюся в укреплении и подтверждении значимости актуальных ценностей.

Организационно-методический комплекс психопрофилактики и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов состоит из следующих этапов:

1) Организационный, в котором осуществляется распределение всех участников психокоррекционной группы на три подгруппы, соответственно первичных показателей общего уровня эмоционального выгорания (низкие-средние-высокие).

2) Подготовительный этап направлен на актуализацию мотивов и ценностей личности педагогов, обусловленных активизацией аффективно-когнитивных процессов психики и организмических ощущений с помощью музыкального воздействия; на данном этапе осуществляется развитие способности у педагогов к анализу субъективных переживаний в процессе слушания музыки.

3) Диагностирующий, где проводится диагностика актуально-ценностной сферы личности с помощью авторской методики МАСТ (музыкальный ассоциативный самоактуализационный тест). Качественный анализ результатов теста выявляет индивидуальные различия в актуально-ценностной сфере личности каждого педагога и определяет перспективы дальнейшей профилактико-коррекционной работы.

4) Профилактико-коррекционный - заключительный этап, на котором используются циклы авторских профилактико-коррекционных музыкальных упражнений в зависимости от полученных на предыдущих этапах результатов.

Немає коментарів:

Дописати коментар